Стендап-комик и шоураннер Роберт Экке в смешном интервью со смыслом


Роберт Экке – стендап-комик, автор сценариев для юмористических шоу, сериалов и кино. Автор портала RusDeutsch Елена встретилась с Робертом на Дискуссионном клубе «Авангард» в Барнауле, и они вместе прогуляли лекцию по уважительной причине – чтобы побеседовать о юморе, кино, теплых семейных отношениях и, конечно, об этнической идентичности.

Если смех в самом деле продлевает жизнь, то участники интервью проживут лет на двадцать больше! Но, как в каждой хорошей шутке, за фасадом смеха звучат важные мысли и жизненные ценности.

Каково быть единственным Робертом Экке в деревенской школе, когда шутки одноклассников с детства тренируют чувство юмора? И как немецкая фамилия помогает сегодня в профессиональном продвижении?

Что чувствует человек, когда он вырос в поселке Казахстана с населением три тысячи жителей, а сегодня выступает со стендапами в Москве, пишет сценарии для сериалов, шоу с блогерами и сотрудничает с известными кинорежиссерами? Каково быть человеком, который превратил смех в помощника в разных жизненных ситуациях? Как шутить со смыслом, и почему друзьям Роберта «опасно» играть свадьбу? Читайте в этом материале.

Также комик с нежной любовью и иронией рассказывает о семье и делится, почему «Авангард» российских немцев случился для него очень вовремя.

Начать хочется с очень короткого вопроса. Представь, что я чиркаю спичкой, и пока она горит: «Роберт Экке – это кто?»

Это шоураннер.

Фу! И тушу спичку.

Класс!

Да, я шоураннер, то есть сценарист, комик, режиссер. Шоураннер – это человек, который занимается созданием кино от идеи до выпуска на экран. Он сам пишет сценарий или набирает авторскую команду, потом нанимает режиссеров, кто это будет снимать – то есть контролирует весь процесс, чтобы идея не разрушилась.

В Америке это достойная профессия, если шоураннер уходит, то сериал могут закрыть, потому что он несет видение проекта полностью.

Очень креативно и необычно.

Да, это не рутинная работа, у нас нет рабочей недели 5/2. У нас всегда что-то горит, что-то слетело, но это прикольная работа, мне нравится.

Как ты в этом оказался?

Ой, это долго. Здесь тебе надо коробок спичек поджигать!

Я возьму длинные каминные спички.

Мы пойдем просто тегами.

Вот 2009 год: я впервые играю в КВН в 9 классе. Мой первый курс, это 2011 год, я играю в КВН в Томске. В 2013 году мы становимся чемпионами Лиги-Сибирь в Новосибирске. В 2015 год попадаем в очень крутую лигу КВН и начинаем работать с известной командой «МаксимуМ», один из ее участников Андрей Минин был у нас редактором.

В 2016 году наша команда распадается, а я начинаю заниматься стендапом. В 2017 году меня позвали работать в офисе «Comedy Club», и я переезжаю в Москву.

Ты придумывал сюжеты для шоу?

Ну да, всё, что по телевизору идет, это придумывают.

Сейчас где-то звучит треск разбитого стекла: «Тыдыщ!».

Моя мама до сих пор расстраивается, когда узнает, что артисты не всегда сами придумывают шутки.

В «Comedy Club» есть авторы, кто-то работает в регионах, а лучших, на их взгляд, они приглашают работать в Москву, и нас пригласили. Мы поработали там некоторое время.

Я помню, что за две недели заработал большую сумму денег, как мне тогда казалось. Не знал, что с ними делать, и друг посоветовал: «Иди к Полу Брауну в New York Film Academy» (рус.: «Нью-Йоркская киноакадемия»). Это был трехдневный мастер-класс, который перевернул меня, и я понял, что хочу заниматься кино. Потом я работал в TikTok-доме и писал ребятам материал. Заработал денег, чтобы учиться в Московской школе кино. Закончил киношколу, получил короткий метр и пошел работать.

В 2022 мы с товарищем попадаем в кинокомпанию к продюсеру Нелли Яраловой, для них надо было разработать сериал, и ей понравился наш сценарий. Долго готовились документы, и мы подписываем их на летнем корпоративе.

Через две недели звонит мой агент и говорит, что надо идти к одному известному режиссеру на читку: он ищет сериалы, у вас четырнадцать, идите. Мы пришли к нему. Он спрашивает: «Вы что-нибудь делали до этого?». Мы честно говорим: «Нет».

То есть мы что-то делали, но такого масштаба нет. Он выкупил у нас сериал. Тогда, наверное, мы и вошли в эту тему. Недавно мы сдали для него полный метр и делаем еще один сериал.

Это очень вдохновляющая история.

У тебя рука не сгорела спичку держать? (смеемся)

У меня еще есть запасная коробка.

Захотела спросить в духе делового журнала про секрет успеха Роберта Экке. Ты называешь звучных, медийных персон, с которыми ты лично виделся, сотрудничаешь и умеешь быть им полезным и интересным, достигая и своих целей тоже. Как ты ощущаешь, что тебе помогает этого добиваться?

Ну, во-первых, юмор. А во-вторых, я всегда не верю в то, что происходит.

Я родился в очень маленьком поселке три тысячи человек. Понимаешь, что это такое? Там все друг друга знали не то, что по фамилии, а на уровне: «У тебя мама работает там-то». И сейчас реагирую так: «О, я общаюсь с этим человеком, люди его знают, а жил вот там. Круто, что будет дальше?». Меня это веселит.

Но ведь за этим стоит и большой труд! Это же не кто-то тебя за ручку ведет.

Конечно, никто никуда тебя не ведет. Надо самому работать. Дело в том, что мне нравится то, что я делаю. Мне нравилось писать скетчи, мне нравится писать фильмы, сериалы, стендапы. Если бы мне это не нравилось, я бы вообще работал теплоэнергетиком по профессии.

Это твое образование?

Я сменил четыре вуза. Когда я окончил Томский политехнический университет и переехал в Москву, то поступил в МИФИ и отучился полгода на ядерщика.

Расскажу историю. Было всего десять бюджетных мест, куда я поступал. Я подумал: наверняка туда пойдет мало людей, потому что все решат, что это сложно. Прихожу, и… нас было девять поступающих на десять бюджетных мест! И я еще набрал по входным экзаменам выше нормы: из 200-х возможных баллов – 214. Потом я перевелся в магистратуру в МИСиС и окончил ее. Это была горная энергетика, продолжение по моей специальности. Там вели «деды», мне было реально интересно их слушать.

Это очень забавно, как будто совершенно разные миры: теплоэнергетика, ядерная энергетика…. здравствуйте, стендап!

Я восхищаюсь, какой ты умный, дерзкий и уверенный в себе: «У меня есть цель, я иду к ней».

Я думаю: это прикольно. Представляешь, сколько в Москве людей, и всего десять бюджетных мест. (Роберт щелкает пальцем). Пойду туда!

А если бы поехал в другой вуз, где много бюджетных мест, то там было бы много людей. Это смешно!

Выскажу свое ощущение, а ты прокомментируй, пожалуйста, так ли это. Я вижу это так, будто то, чем ты занимаешься сейчас – смешить, рассказывать через юмор историю, – это вшито в тебе, как черта характера. Не просто: я стендап-комик и сценарист, – а я такой по жизни.

Да! И у тебя всегда есть выбор: искать виноватого либо посмотреть на ситуацию – ну произошла, посмеялся над ней, нашел что-то положительное и пошел дальше.

Я думаю, в этом еще причина, почему режиссерам с нами интересно работать.

И ведь так же в сериалах и фильмах: там тоже есть ситуация, из которой герою нужно найти выход. Мне кажется, это все связано.

Мне это созвучно в силу своей деятельности и мировоззрения. Ты знаешь, что я занимаюсь фольклором.

Да, это шикарно!

И для меня всё, что происходит, это интересная сказка и приключение. Если что-то пошло не так – окей, так положено жанром. Если кто-то препятствует – окей, в хорошей сказке есть антагонист, здорово, у меня тоже, действуй дальше.

Да, я тоже иногда отношусь к своей жизни, будто я герой сериала, и знаю, что каждое утро сериал начинается, и каждый вечер сериал заканчивается. Интересно, что будет внутри: сегодня такая серия, завтра я еду в Барнаул, послезавтра весь день играю в игровую приставку.

Могу себе позволить!

Если честно, нет!

Однажды мы сидим с товарищем в офисе, и я говорю: «Мы должны купить себе игровую приставку и начать во что-то играть».

Мы продаем первый сериал, я покупаю приставку. И у меня нет времени играть в нее!

Как будто я говорю ей: «Мы вечером проведем с тобой время». И постоянно откладываю. Сейчас мы продали полный метр. А я себе дал слово, что когда продам полный метр, то куплю велосипед. Но я боюсь, что на него тоже не будет хватать времени.

(На момент публикации этого интервью Роберт приобрел себе велосипед и сообщил, что надеется пользоваться им чаще, чем приставкой - прим. ред.)

Хочу вернуться к фразе, которую ты сказал «за кадром». Мысль о том, что один из лучших способов победить страх – посмеяться над этим.

Она мне очень откликается, и фольклор об этом же. Или помнишь, как в «Гарри Поттере» ученики представляли свой страх смешным?

Да, там паук на роликах поскальзывается.

Да, и это рабочая схема. Может быть, ты какой-то свой пример приведешь?

Возьмем тривиальный пример: парня бросает девушка, и он убивается день, два, неделю, месяц. И когда парень сам готов пошутить над этим, он отпускает ситуацию. Мне кажется, чем быстрее ты пошутишь, тем проще.

Или вот пример: мы две недели писали сериал, и продюсер говорит: «Ребята, не то, надо переписать».

Как тебя задели! Но мы относимся к этому проще. У продюсера же цель, чтобы это продалось, то есть он нас направляет. И мы сначала погрустим, но потом раскачиваемся, заряжаемся: «Вот мы получим Оскар, а продюсер так ничего и не понял!»

Мы шутим над этим, и проблемы уже нет.

Здорово, благодарю за очень жизненные истории. А как это в тебе проросло? Ты уже рассказал, что в 9 классе случился КВН. Но до КВН тоже что-то было, возможно, ты с кого-то брал пример?

Моя мама очень хорошо шутит. Ну и мне всегда нравились комедии. Когда я в детстве смотрел «Звездные войны», то говорил себе: «Я такое никогда не сделаю». Объясню. Вот ты смотрела «Брюс Всемогущий»? Легкий фильм, но какая мораль: если ты хочешь увидеть чудо, ты должен сам сделать чудо. Всё просто и понятно. Хотя если «Звездные войны» посмотреть внимательно, то там тоже простая идея про отца, но вокруг такое нагромождение.

И как будто я уже в детстве пришел к этой мысли: не надо долго сидеть над проблемой, надо быстрее ее решить и идти к новой проблеме (смеемся).

Очень жизнеутверждающе!

И я работаю в стендапе и кино – над идеей.

Люди пришли в кинотеатр, потратили два часа на твой фильм, у кого-то первое свидание, и с какой мыслью они выйдут?Допустим, с мыслью «позвони маме» или «любовь все победит». Хочется заложить простую мысль, чтобы человек не сидел, как над Тарковским, и не думал, что же он имел в виду. А быстро: бам!

И так же в стендапе. Человек пришел отдохнуть после работы, он пахал восемь часов в офисе, а я выйду и буду рассказывать ему про теорему Ферма? Нет, конечно.

А я подумала сейчас про Вуди Аллена: его фильмы комичные, но они такие...

Трагичные, да. Если смотреть ранние работы Вуди Аленна, они условно в один ход. В один ход значит, например, робот стал живым. А потом у него пошли «Полночь в Париже», «Магия лунного света». Мне кажется, он пришел к этому с возрастом.

Вот сейчас мне тридцать, через пять лет мне тридцать пять.

Логично!

В том смысле, что появятся жена, дети. И я уже буду думать не только о велосипеде и игровой приставке, а о том, как сделать семье комфортно.

Я каждый день созваниваюсь с родителями, у нас очень теплые отношения с семьей, они меня вдохновляют. И сейчас я несу такую идею, как и вчера после спектакля мы говорили, что никто не вечен (моноспектакль Ольги Жучковой «Святая Ю» в программе Дискуссионного клуба – прим. ред.).

Надо разговаривать с родными, узнавать и помнить историю.

Сейчас я такие идеи закидываю в фильмы. А возможно, через пять лет я со стороны родителя буду закидывать другие смыслы: надо заботиться о детях.

Я слышу в этом мысль о продолжении автопортрета во всем, что мы делаем.

Это даже неосознанно делается. Мы с товарищем работаем вместе, бывает, пишем историю, и он такой: «Это так знакомо». Я ему: «Ты шутишь? Это же с тобой была история, ты рассказывал».

Я обожаю своих друзей! У меня есть смешная история. Мой друг детства играл свадьбу, я тогда переехал в Москву, и у меня не было денег, чтобы прилететь на свадьбу в Новосибирск. А они еще все женятся летом, когда самые дорогие билеты! Женитесь в марте.

И друг мне звонит: «Ты приедешь на свадьбу?» – «Нет». Он расстроился. И я, чтобы поднять ему настроение, говорю: «Леха, но на следующую свадьбу точно приеду!». И… да, они развелись.

С тобой опасно дружить.

Зато сейчас я ему звоню: «Леха, всё хорошо, я готов ехать хоть куда».

Расскажи побольше о своей семье.

Ой… Я их сильно люблю! Даже не знаю, с кого начать. У меня есть отчим, младший брат и мама. И много родственников в Германии.

Родители тоже переехали в Москву, мы сейчас живем в 20 минутах друг от друга.

Мама у меня очень смешная. И то, как они с отчимом гармонируют в отношениях – это очень смешно. Брат работает на квестах, у него тоже комичные истории. И когда мы собираемся семьей, то делимся, у кого что случилось. Понятно, мы не только смеемся, но и какие-то вопросы решаем.

Или, когда мы встречаемся, мама постоянно дает мне свой телефон: «Почини». Я говорю: «А почему ты мне даешь? Дай брату». Она дает брату, а он: «Я не разбираюсь в айфоне». В итоге батя сидит с телефоном. То есть они все время дома вместе, но только когда мы приходим, они начинают телефонами заниматься. Это супер-комично, они меня заряжают!

Так как я занимаюсь кино, мы много говорим про это. Мама ходит в кино, она теперь кинокритик. Но не «здесь не дожато, не раскрыто» – мама просто говорит: «Чепуха! Не ходи».

Это так тепло, это сохранение связи.

Да! Порой мне за это как будто было стыдно. Я работал в организации, там все молодые от 22 до 28. На выходных я могу поехать куда-то с родителями, шашлыки пожарить, еще что-то, то есть у нас теплые, дружеские отношения. А другие ребята как будто поругались со своими родителями.

После выходных ребята обсуждают, кто что делал. Я рассказываю про семью. И слышу: «Ты что, с родителями?». И мне было стыдновато за это, а потом я анализирую и думаю: «Так это ты виноват, если у тебя плохие отношения с мамой, иди и проработай это».

Мы тоже в семье ругаемся, но нам важнее помириться и сохранить общение.

В продолжение темы семьи – мы с тобой сейчас на проекте российских немцев – разверни, пожалуйста, эту линию о немецкой истории.

Когда меня сюда пригласили, я как будто ждал момент, чтобы начать этим интересоваться.

Знак от Вселенной!

Да, только это был не знак, а пощечина: «Бам, пора!».

Я расскажу то, что знаю. Но обещаю, когда мы встретимся в следующий раз, я узнаю больше. Потому что я начал звонить родственникам и расспрашивать.

Когда ты начал задавать вопросы?

Когда меня сюда пригласили.

Это классная серия, согласись? Вот живет человек и в какой-то момент осознает: «А я, оказывается, вот такой».

Мои родственники жили на Алтае в деревне Гилево, у деда с бабушкой было два сына: мой отец и старший, дядя Вова, он переехал в Германию. Отец влюбился в мою маму, она жила в Казахстане, и он к ней переехал. А в 1990-е многие родственники переехали в Германию, я езжу к ним в гости.

У меня есть доска с целями, и в начале года у меня появилась мысль, что я должен начать учить немецкий.

Ты уже день «поварился» в атмосфере Дискуссионного клуба, пообщался с ребятами. Как ты? С каким ожиданием летел, и какие сейчас у тебя ощущения?

Я летел сюда с ощущением, что будет весело, будет движуха, и это есть – веселье, общение.

И еще такое слово – «Авангард», это лучший батальон. Я не скажу, что считаю себя лучшим, но здесь собрались люди из разных городов, и они реально все интересные, вовлеченные, с кем бы ни познакомился. И правило «не ешь один, не сиди в автобусе один» – здесь работает идеально.

Я приехал сюда и сразу в первый день вынес урок, что надо общаться с родственниками, мы не вечны. Допустим, я звоню бабушке в Германию, но мы говорим про сегодня. А надо взять листочек, ручку и просто по порядку: кто, где, что делал? Иначе что я расскажу своим внукам про семью?

Допустим, маму мы знаем всю жизнь, но мы знаем ее всю свою жизнь. Мы не знаем, что было до нас. И это звучит весело: мы взяли с мамой листочек и начали записывать. Но на самом деле, это большая психологическая работа, потому что это копание и тебя, и копание человека в себе. Срабатывает правило, что прохожему рассказать легче, чем родному.

Как будто я все это знал и ждал нужного момента. И когда приеду домой из Барнаула, отдохну и этим займусь.

Здорово, я рада, что тебя это вдохновляет, и проект произошел для тебя очень вовремя! Мы на Дискуссионном клубе все дни говорим про этническую идентичность, как она отображается на профессии и личной жизни, как это можно интегрировать в свой бренд. Есть ли в тебе эта «немецкость», которая транслируется в профессиональном пути, характере?

Я очень люблю порядок. Хотя сам творю хаос. Но, допустим, не могу уснуть, зная, что на столе капли, и я встаю ночью и вытираю. Откуда это во мне?

И больше всего, что я не люблю в себе, это немецкая черта – гиперпунктуальность. Я должен прийти за десять минут до встречи. Но в Москве так не работает, я жду людей по полчаса! Но я всегда прихожу раньше, не могу иначе.

Роберт Экке – твое имя помогает тебе в самопродвижении?

Да, это круто звучит!

Очень киношно.

Да, да! И легко запоминается. Но я до сих пор встречаю людей, которые спрашивают: «А тебя как реально зовут?». И сначала я отвечал: «Реально Роберт». А сейчас говорю: «Да не, Ванек». Это весело!

Имя помогает: его быстро запоминают. Мы даже в титрах к фильму ставим мое имя на первое место: вроде маленькая деталь, но глаз зацепится и запомнит.

А когда я жил в поселке в Казахстане, там вообще не было Робертов, я один такой на всю школу. Как будто мне дан карт-бланш, просто родители заморочились.

С одной стороны, карт-бланш, а с другой стороны, я представляю, как дети иногда могут из-за этого буллить.

Да ну! Естественно, дразнили, но уважительно. То, что я немец, вызывало в школе много шуток. Но ты же не будешь их терпеть, ты отбиваешь, и это тоже воспитало во мне юмор.

В детстве ты на любое имя можешь придумать смешное обзывательство.

Мне кажется, это наоборот сыграло позитивную роль.

А есть любимые темы, на которые ты сегодня шутишь?

Я пришел к тому, что лучше всего работает то, что реально тебя беспокоит. Я подшучиваю над собой. Например, только недавно узнал, что у меня ОКР, обсессивно-компульсивное расстройство.

Когда я поехал сюда, то снял видео, как хожу по квартире: кран выключен, свет выключен, дверь закрыта. И это вырастает в шутки. Например, если я иду по городу и вижу пожарную машину, то думаю, что это ко мне.

Это классный инструмент самоиронии. А есть ли запрещенные темы, на которые ты не будешь никогда хохмить?

Никогда не говори «никогда». Но если честно, есть темы, на которые я пока не готов шутить. Например, я рано потерял отца и хочу это поднять. Но чтобы эту тему разобрать, я должен созреть. Возможно, сам стать родителем, прожить опыт отцовства. И только когда я проработаю эту тему, то смогу свободно над ней шутить.

Мне всегда важно, как я закончу стендап: «Всё, game over» (рус.: «Игра окончена»). Там же важно и пошутить, и точку поставить.

Сейчас готовлю концерт. И вспомнил историю.

Когда я был ребенком лет тринадцати, мне очень нравилась одна девочка в лагере, мы едем домой, и я ей говорю, что она мне нравится. По-моему, там прозвучало слово «судьба». Всё, что она ответила: «Хорошо». И ушла.

А когда мы приехали, все как будто посмеиваются надо мной. Один парень посмотрел на меня и говорит: «Судьба…». И я понял, что все знают, и это было неловко!

Я сел в автобус ребенком. И я всё еще еду в этом автобусе… Всё, это концовка!

И я бы хотел так же про отца: пошутить, пошутить, и потом подвести тему.

Я люблю завершать свои интервью теплым пожеланием – из текущего разговора, из тех тем, о которых мы говорили, из эмоционального состояния. Что ты можешь пожелать тем людям, кто будет читать нашу беседу?

Я расскажу историю от моего товарища про одного мужика в сложной жизненной ситуации. Он каждое утро, как мантру, повторял себе одно и то же: «Какой сегодня день?» – «Ну, вторник» – «Нет, сегодня самый лучший день. А завтра какой день? Завтра чуть лучше, чем сегодня».

И я желаю нашим читателям – улыбаться и знать, что сегодня самый лучший день, а завтра чуть лучше.

Красиво…

Рубрики: АвангардИнтервью