Пастырское слово


9-ое воскресенье после Троицы Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере (Филиппийцам 3: 7-14)

9-ое воскресенье после Троицы

Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. [Говорю так] не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. (Филиппийцам 3: 7-14)

Сначала мы должны выяснить, кто это употребляет такие сильные выражения. Их определённость и решительность не подлежит сомнению. И мы должны прийти к выводу, что это Павел из Тарса, знаменитый миссионер и Апостол язычников. В третьей главе своего послания церкви в Филиппах он кратко пишет о себе, кем он является, точнее говоря, кем он был раньше.

Большинство из нас знает, что он обратился на пути в Дамаск. В его жизни было время предшествующее и последующее, «до» и «после». Водоразделом стало как раз то событие, которое он не мог ни запланировать, ни предвидеть, ни, тем более, отменить. Он обратился не сам, но был обращён. Он был повёрнут и обновлён без его участия, возможно, даже против его «свободной воли». Но он стал другим и новым, потому что это было делом Божьим. Обращение, или возрождение (в Библии встречаются оба понятия) - это всегда дело Божье.

Бог не халтурит и не занимается реставрацией. Он не штопает старьё. Он не ограничивается исправлениями и улучшениями. Девиз Бога - «Вот, Я творю всё новое» Отк. 21:5. Павел испытал это на личном опыте и написал, что в этом сможет убедиться каждый, кто по праву называется христианином: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое!» 2 Кор. 5:17.
Это удивительное благовестие: каждый может прийти таким, как он есть, но никто не должен оставаться тем, кем он был. Бог творит всё новое.

В контексте этого послания Павел пишет о себе следующее: «Хотя я-то мог бы положиться на внешнее! Если кому-то кажется, что у него есть для этого основания, у меня таких оснований больше! Обрезанный на восьмой день, родом израильтянин, из племени Вениамина, чистокровный еврей; по отношению к Закону - фарисей, по рвению - гонитель Церкви, по праведности, достигаемой исполнением Закона, - человек безупречный. - НО… (в стихе 7 следует большое НО): Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетою» (Флп. 3:4-7).

Мы знаем, что в своей прежней жизни Павел угождал Богу и людям строжайшим образом. В религиозных кругах он был действительно видным человеком. Но произошёл поворот к лучшему: обращение к Иисусу Христу, возвращение к Богу.

Немецкие миссионеры, супруги Винфрид и Хильдегард Штайнер, рассказывали об одном африканце из Малави. Он был одним из пяти кровельщиков и принадлежал к исламскому роду Яо. На миссионерской станции они работали два месяца. Они видели почти всё, что там происходило. Они видели, как мы общались с посетителями, а также иногда вместе с ними участвовали в библейских занятиях. Когда их работа закончилась, африканцы возвратились в свои деревни. Но приблизительно через месяц один из них появился снова. Он стоял перед нашей дверью и вдруг сказал, широко улыбаясь: «Теперь я тоже христианин. Я следую за Иисусом». Мы поинтересовались, как он пришёл к такому решению. Он ответил: «Я видел и слышал, как вы живёте, и через это понял, кем является Иисус».

Кровельщик из рода Яо сравнил своё поведение с жизнью миссионеров. При этом он заметил большую разницу. Слушая библейские занятия, он понял, в чём она заключалась. Это отличие заключалось не в цвете кожи, не в разнице культур, не в языке и не в происхождении. Нет! В жизни этих иностранцев он открыл Иисуса. Слушая проповеди, он окончательно убедился в этом. Ему также стало ясно, что он сам должен проявить желание и начать новую жизнь. Разумеется, он рассказывал о перемене своих жизненных ценностей, как об этом говорят все возрождённые христиане: «Познав Христа, я считаю потерей всё то, что раньше мне казалось большим преимуществом. Мне стало ясно: по сравнению с тем, что Иисус стал моим Господом, всё остальное потеряло свою ценность. Да, всё остальное - это только грязь и мусор, если я имею Христа».

Несомненно, Павел тогда имел лучшее образование, чем этот африканец сегодня. Конечно, у Павла было больше талантов и дарований, но это не имеет никакого значения. Речь идёт об одном-единственном и несравненном даре, который можно считать преимуществом в жизни, а именно: иметь Иисуса Господином и Властелином своей жизни. В этом оба были одинаковыми: внешне очень разные, но в самом важном и внутреннем – похожи. И оба они похожи на Иисуса. А это, в конечном счёте, важнее всего.

Было бы ошибкой думать, что этот африканец или Павел стали совершенными людьми. Они не таковы, и мы не таковы и не станем таковыми. Но мы можем согласиться с Павлом, когда он говорит: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:12-14).

На Олимпийских играх вручали медали по 28 видам спорта. Нужно было провести более 300 соревнований. От Германии было выдвинуто более 400 спортсменов-олимпийцев, которые могли нам обеспечить третье место в национальном зачёте. Что делали перед этим знаменитые спортсмены? Они должны были готовиться к своей борьбе и к своей победе.

Борьба и усилия были для них неизбежны, но свою победу они ещё должны были завоевать. Свои тренировки они не должны откладывать даже на короткое время. Они должны упражняться и тренироваться, если хотят достигнуть выдающихся результатов в своей области. Если бы они не тренировались долго и упорно, если бы они не приняли железное решение завоевать медаль, то им даже не стоило бы отправляться на место состязаний. Тогда было бы просто жаль потраченных денег.

Возможно, вы уже смотрели по телевидению фильмы об исторических олимпийских играх. Разумеется, всё это – художественные фильмы, но при этом я понял одно: это были, мягко выражаясь, бои не на жизнь, а на смерть, так что выражение «Олимпийские игры» звучит в этом случае слишком мягко. Там не считались ни с чем. Там противника принуждали к сдаче, пока он полностью не потерпит поражение. Там применяли всевозможные трюки ради достижения победы.

Я представил себе наглядно исторические олимпийские игры. Там эта грубость и жестокость. Применение всех человеческих сил до изнеможения, и более того. И ради чего? Там в итоге награждали победителя лавровым венком, который увядал раньше, чем награждённый доберётся домой. Такая ситуация была перед глазами у Павла, когда он писал филиппийцам: «Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» Флп. 3:1. Всё дело в том, что здесь ожидает награда, которую стремятся завоевать. Это всего лишь земная слава и тленная награда.

Мы должны перенести это на духовную почву применительно к нашей вере сегодня. Здесь также существует награда за победу, как и там. Зато теперь это уже не лавровая ветка, которая всё равно завянет, а «наследство нетленное, чистое, неувядаемое, хранящееся на небесах для вас», как сказал Апостол Пётр 1 Пет. 1:4. Он называет его даже «Неувядаемым венцом славы» 1 Пет. 5:4. Те борются ради славы преходящей, но мы боремся и подвизаемся ради славы непреходящей.

Вы можете себе подумать, что я не являюсь большим спортсменом или фанатом спорта. Но и Павел, очевидно, не является таковым. Тем не менее, меня восхищают его картины, взятые из области спорта: так надо бороться, чтобы получить небесную награду! Так надо упражняться в воздержании, если перед глазами начертана одна цель.

Давайте просто спросим Павла, что он имел в виду, когда писал это в своём послании:
- Я хотел бы познать Иисуса Христа. (Но ведь во время своей земной жизни он не был знаком с Ним и лично не видел Его).
- Я хотел бы познать силу Его воскресения. (Это должна быть величайшая сила, которая может возвратить даже от смерти к жизни).
- Я хотел бы разделить Его страдания и участвовать в Его смерти. (Мы знаем, что Павел принял мученическую смерть в Риме). Почему он хотел всё это испытать и разделить с Иисусом?
- Чтобы воскреснуть вместе с теми, кто верует В Иисуса. (Павел желал великого. Это высочайшая цель, какую только можно себе представить).

Чему нас это учит? Какие уроки мы можем извлечь из этого?
1. Эта жизнь коротка и не может быть единственной. Существует нечто большее. Существует достойная цель, которую мы называем жизнью вечной.
2. Мы можем достигнуть этой цели, если преодолеем все преграды и препятствия.
3. Этой цели нельзя достигнуть религиозными усилиями, потому что она определяется верой и достижима только по вере. Давайте ещё раз послушаем подлинную интонацию речи Павла: «Я строю не на своей собственной праведности, которая происходит от закона, но на праведности, которая происходит через веру в Иисуса Христа, то есть на праведности, которую Бог вменяет по вере».

Это нелёгкая тема, но мы занимаемся ею не напрасно. Кто хочет получить вечную жизнь, как венок победы, тот должен знать, как это возможно. При этом возникает кажущееся противоречие: Бог дарит мне вечную жизнь через веру в Иисуса, так что мне для её получения вовсе ничего не надо делать, но я должен за это бороться, если хочу достигнуть этого.
Аминь.

Фолькер Э. Зайлер [Ред.150]
епископ Евангелическо-лютеранской церкви Урала и Сибири

Рубрики: Das Wort zum Sonntag