Народный ансамбль «Лореляй» отпразднует 20-летний юбилей


3 апреля в Государственной филармонии Алтайского края состоится концерт народного молодежного вокально-хореографического ансамбля «Лореляй», посвященный двадцатилетнему юбилею коллектива. Зрителей ждут не только полюбившиеся номера, но и новые, специально подготовленные к такому важному событию.   В преддверии этого события Елена Валерьевна Березикова, балетмейстер ансамбля рассказала об истории коллектива, о подготовке к концерту и творческих планах ансамбля.

3 апреля в Государственной филармонии Алтайского края состоится концерт народного молодежного вокально-хореографического ансамбля «Лореляй», посвященный двадцатилетнему юбилею коллектива. В преддверии этого события Елена Валерьевна Березикова, балетмейстер ансамбля рассказала об истории коллектива, о подготовке к концерту и творческих планах ансамбля.

Елена Валерьевна, как человек, стоявший у истоков «Лореляй», расскажите, как образовался ансамбль?

«Лореляй» был создан в марте 1992 года. Основателем ансамбля стал Корней Иванович Петкау. Был такой чудесный человек у нас на Алтае. Этнический немец, сейчас живет в Германии. Корней Иванович задумал организовать на Алтае Центр немецкой культуры. А как подобный центр может существовать без культурной программы? Так и родился «Лореляй».

На тот момент к нам в центр ходило очень много немцев. Первым местом, где Центр немецкой культуры начал свое существование, была маленькая комната Дворца культуры моторостроителей, затем нам дали другую площадку. Это была достаточно удобная база: там были и свои кабинеты, и кабинеты для занятий по немецкому языку. Мы даже организовали свою студию, где писали песни, видео. У нас была небольшая библиотека, нам приносили какие-то исторические книги, например, бабушки — старые библии. Мы часто организовывали праздники, много ездили по краю, ведь в нашем регионе большое количество российских немцев. Раньше в Алтайском крае были целые немецкие села. Приезжаешь к ним и попадаешь в маленькую Германию: идеально прямые улицы, одинаковые заборы. В то время еще и говорили все на немецком языке. Идеальная чистота, свои заводики, свой уклад жизни. Мы ездили туда с удовольствием. Потом, к сожалению, началась эмиграция, очень многие уехали в Германию. Ансамбль, слава Богу, остался жив. В то время мы записали много фольклорного материала, до сих пор воплощаем его в жизнь.

Как вы попали в «Лореляй»?

Я была студенткой первого курса, когда Корней Иванович, наш вдохновитель, решил создать ансамбль. Он обратился в Алтайский государственный институт искусств и культуры и сказал: «Мне нужен хореограф, толковый студент, желательно, немецкой национальности, чтобы ему эта тема была интересна». В институте нашелся такой студент — Александр Гейптинг, на тот момент он учился на третьем курсе. Став руководителем балетной группы, Александр пришел в институт и спросил, не хотим ли мы создать вместе с ним новый коллектив. Мы были студентами первого курса, нам хотелось все изведать. Так, в 1992 году я и пришла в «Лореляй». Пять лет танцевала, потом уходила в декретный отпуск, а затем вернулась уже в качестве руководителя.

Поделитесь Вашими личными наблюдениями, как изменился ансамбль за 20 лет?

Изменения в жизни происходят всегда, и происходят, как правило, по спирали. Любая спираль находится на стержне. Вот стержень у нас в ансамбле хороший. У коллектива есть главная цель — сохранение культуры российских немцев, дальнейшая цель — это развитие ансамбля. То, что у нас есть в основе, мы сохраняем, и обязательно передаем это из поколения в поколение. Молодежь меняется, приходит другая. У них другое мировоззрение, другое мироощущение, поэтому сценические произведения делаем в духе того времени, в котором живем. То, что было раньше доступно восприятию зрителя, сейчас может показаться скучным и непонятным. Мне нравится, что ансамбль, несмотря на обстоятельства, не теряет свое лицо. «Лореляй» наращивает профессиональное мастерство, что очень радует. Дети приходят, действительно, намного сильнее: танцуют лучше, чем мы раньше танцевали, они намного больше знают, намного больше умеют. Это тоже радует. Единственная проблема — это передача опыта, но с этим справляются руководители.

Я думаю, ансамбль будет жить, потому что люди, которые его сейчас подхватывают, очень достойные и талантливые.

Какие еще изменения? Пожалуй, главное событие, произошедшее за последнее время, это то, что мы открыли детскую студию в коллективе, которая существует уже пять лет. На юбилейном концерте они тоже покажут свои достижения. Надеемся, что в дальнейшем они перейдут в старшую группу ансамбля.

Как вы набираете участников в коллектив?

Это очень простой процесс. Теперь мы их не набираем, они сами приходят. Одни студенты, которые занимались, вырастают, им надо уходить в жизнь, и они рассказывают студентам младших курсов о коллективе, как у нас хорошо, какую работу ведет ансамбль. Так, к нам и приходят первокурсники колледжа культуры, академии культуры. Такое обновление происходит все время.

Зритель видит цельный творческий продукт. Расскажите, как этот продукт производится?

Этот процесс осуществляется по простой схеме. Наш художественный руководитель, Александр Федорович Березиков, ставит перед нами главные задачи, выстраивает стратегию, а тактикой занимаемся мы — я, балетмейстер, и Инесса Валентиновна Грицай, хормейстер. Благодаря этому мы знаем, как построить работу в коллективе. Когда руководитель знает цели и задачи своей работы, тогда и весь процесс происходит по сценарию, а это, безусловно, оптимизирует работу. Для того чтобы прийти к хорошему результату, нужно очень много работать. Мы не принадлежим себе. В этом и достоинство, и, наверное, недостаток нашей профессии. Мы принадлежим работе: в будние дни мы трудимся над созданием программы, а в выходные дни мы эту программу показываем. У нас практически нет выходных, нет отпусков, потому что мы всегда подстраиваемся под график праздников, концертов.

А у вас есть любимые номера?

Сложно сказать... Они все любимые. Есть те, которые трудно рождаются и поэтому кажутся более любимыми; а есть номера, которые рождаются легко, но, конечно, их также любишь. Свое детище, как его не любить?

Бывали случаи, когда ребятам не нравился номер, и они не хотели принимать в нем участие?

Конечно, но задача руководителя объяснить, для чего делается этот номер, какую смысловую нагрузку он несет. Задача артиста, даже близко не принимая материал, попытаться вжиться в этот образ, и создать произведение.

Что для вас «Лореляй»?

«Лореляй» для меня — это жизнь.

Расскажите о планах ансамбля?

Мы занимались только немецкой культурой, но со временем выросли, расширили рамки репертуара и стали заниматься культурой народов, проживающих на Алтае. Наша деятельность начала набирать масштабы. Мы очень плотно сотрудничали со всеми краевыми домами культуры, школами искусств. В общем, вели активную концертную деятельность, что было отмечено властями. В последнем составе «Лореляй» подобралась сильная команда, и нам стало жалко их отпускать из края, ведь не секрет, что хорошие специалисты покидают регион. К тому же, профессиональный танцевальный коллектив у нас один, это государственный ансамбль русского танца «Огоньки». Мы высказали идею губернатору Александру Богдановичу о том, что неплохо бы было рассказать и о других народностях края в формате деятельности творческого коллектива. Он заинтересовался этим вопросом, долго думал и дал нам согласие. Так, основной состав ансамбля «Лореляй», который уже стал взрослым, плавно перетек в Государственный молодежный ансамбль песни и танца «Алтай».

Теперь «Лореляй» набирает новых участников. Сейчас мы делаем юбилейный концерт ансамбля — это как передача вымпела. Мы уходим в профессиональную работу, а ансамбль начинает новую жизнь.

Что ждет зрителя на юбилейном концерте?

На юбилее зрителя ждет сюрприз: мы будем немного хулиганить. Когда очень долго занимаешься культурой российских немцев именно в фольклорном варианте, хочется как-то с этим фольклорным материалом поиграть, создать из него что-то интересное. Условное название нашей программы: «От истоков до современности». Поэтому на этом концерте вы увидите и классику, и фольклорные образцы, и элементы современной культуры Германии.

Очень долго у нас не было возможности ездить в экспедиции, в этом году посчастливилось, мы выиграли грант, нам помогли деньгами, и мы с Инессой Валентиновной посвятили прошлое лето сбору материала. На юбилейном концерте зрители увидят кое-что новое, привезенное из этой экспедиции. Думаю, будет интересно.

«Что для вас «Лореляй»?» — с таким вопросом мы обратились к некоторым участникам коллектива и получили следующие ответы.

Степан Копилевич:

— Для меня «Лореляй» — это начало профессионального роста, выход на новый уровень. «Лореляй» — это та ступенька в нашей работе, даже в нашей жизни, которая дала очень большой багаж знаний, и открыла новую дверь в будущее нашей работы. В этом большая заслуга, конечно же, педагогов. Большое спасибо Российско-Немецкому Дому за ту помощь, которую он оказывал в наших поездках. Благодаря этому мы могли постоянно оттачивать свое мастерство и выходить на новый творческий уровень. «Лореляй» — тот кокон, который помог нам превратиться в бабочек.

Антон Копилевич:

— На фоне общей работы наш коллектив очень сплотился, мы стали чем-то большим, стали семьей. Мы очень любим друг друга, ценим и приходим сюда, потому что в дальнейшем не представляем своего существования вне коллектива. «Лореляй» много значит для меня, это этап моей жизни, позволивший идти дальше.

Глеб Красногорский:

— Так как я приехал издалека, из Абакана (республика Хакасия), для меня «Лореляй» — это большое открытие. Наверное, школа жизни во всех планах — творческом и эмоциональном.

Юбилейный концерт коллектива состоится 3 апреля в 18:00 в здании Государственной филармонии. Вход свободный.

Лопатина Д.М., пресс-секретарь КАУ АКРНД

Рубрики: Новости регионов