О музейной комнате быта российских немцев при Москаленском ЦНК

Российский критик, литературовед Илья Зильберштейн назвал работников музеев «одними из последних святых на этой Земле». Ведь дело «собирания древностей» требует от человека, прежде всего, бескорыстного служения и отдачи всех душевных, а зачастую и физических сил, не обещая взамен ни славы, ни вознаграждений. Ольга Теодоровна Щетинина, председатель МННКА Омской области Москаленского района не является штатным сотрудником музея, но слова ученого подходят к ней очень точно. Она является организатором музейной комнаты быта российских немцев при Москаленском ЦНК, об экспонатах которой и пойдет речь.

Российский критик, литературовед Илья Зильберштейн назвал работников музеев «одними из последних святых на этой Земле». Ведь дело «собирания древностей» требует от человека, прежде всего, бескорыстного служения и отдачи всех душевных, а зачастую и физических сил, не обещая взамен ни славы, ни вознаграждений. Ольга Теодоровна Щетинина, председатель МННКА Омской области Москаленского района не является штатным сотрудником музея, но слова ученого подходят к ней очень точно. Она является организатором музейной комнаты быта российских немцев при Москаленском ЦНК, об экспонатах которой и пойдет речь.

Биография музея начиналась семь лет назад. Всюду и везде, где только встречалась та или иная вещь, имеющая связь с немцами, проживавшими на территории района, Ольга Теодоровна проявляла к ней интерес. Собирала и хранила эти вещи в центре немецкой культуры в районном ДК. Положив, таким образом, основание этому необычному музею. Хотя, наверное, правильнее будет это собрание исторических ценностей назвать музейной комнатой. Ведь, место под экспонаты отведено совсем небольшое.

Чем отличаются экспонаты от обычных вещей, которые нас окружают? Во-первых, – возрастом, во-вторых, – собственной историей: когда была найдена, кто был хозяин, чем уникальна и т.д. Итак, начнем нашу виртуальную экскурсию.

Квашенка. Она предназначена под хлебное тесто. В русских домах квашенка круглая. В ней всегда оставалось на дне и стенках тесто, которое служило закваской для следующего хлеба. Квашенку никогда не мыли, но держали в чистоте, накрытой скатертью и деревянным кружком. Немецкие квашенки сделаны в форме корыта. В них тесто не оставляли, используя другую технологию сохранения закваски: из теста делались маленькие круглые булочки, которые не выпекались, а просто засушивались. При необходимости они размачивались в воде, играя роль дрожжей.

Кстати, изготавливать квашенки должен был уметь каждый мужчина. Это необходимое требование для будущего отца семейства – обладать навыками столярного дела.

Фунтница. Эта форма использовалась не только для удаления лишней жидкости из свежесбитого масла, но и для фасования. Чтобы после формовки масла получался ровно фунт – 450 граммов. Это было очень удобно, глядя на продукт, знать какой у него вес. Фунтница сделана из капа. Это нарост, который можно найти на деревьях. Кап – очень прочный материал и издревле использовался мастерами для изготовления предметов быта.

Детская кроватка. В русских семьях преимущественно использовались подвесные к потолку колыбели. Еще их называли – зыбка или люлька. В немецких – люльки делали на ножках, пары которых соединялись дугами. Если малыш проснулся, колыбель тихонько покачивали. Особенность немецких люлек в Сибири – высота. Ночная прохлада, стелящаяся по полу, не должна была доставать до младенца, поэтому они были высокие.

Пресс для колбасы. Уникальное изобретение рачительных немцев. После забоя скотины, вся семья занималась переработкой мяса. Холодильников не было, поэтому сразу всё максимально перерабатывалось. Все – это значит, включая даже кишки, желудок, мочевой пузырь. После тщательного очищения в золе, соли кишки с помощью пресса набивали ливером (масса, приготовленная из сердца животного, легких, печени и почек). Желудок и мочевой пузырь начиняли вареным мясом или ливером, и ставили под гнет. Это блюдо называлось сальтисон. Оно похоже на современный зельц.

Сундуки. Их в музее несколько. Возраст одного из них – сто семнадцать лет. Изготовлен он в 1897 году. Сундуки выполняли две функции. В них хранили вещи, а ночью, если позволял размер, на них спали.

Фисгармония. Этот музыкальный инструмент был популярен среди немецких поселенцев на территории Российской империи. Присутствовал в домах интеллигенции: священников, учителей. В музей центра немецкой культуры фисгармония была передана из Миролюбовки по рекомендации Елены Ивановны Янцен, жительницы Екатериновки. Фисгармония изготовлена в 1860 году, в Канаде, на фирме «Томас». Состоятельные люди привезли ек из зарубежья в Томск, потом передали родственникам, проживающим на территории Москаленского района.

Платяной шкаф. Его изготовили венгерские военнопленные в 1919 году в деревне Фёдоровка для немецкой семьи, проживающей в Корнеевке. Удивительно, но он собран без единого гвоздя. Продумано все до мелочей. Рационально использовано внутреннее пространство шкафа: есть отделы для шляп, обуви, костюмов.

…Еще множество уникальных предметов материальной культуры немцев хранятся в музее: «шпрухи», чемоданы, деревянное корыто для стирки, рубель, фонари, чугунки ухваты, венок для невесты на серебряную свадьбу из восковых цветов и многое другое.

История каждого экспоната заслуживает отдельного разговора.

Время в музее за беседой с хранительницей истории летит незаметно. Слушаешь Ольгу Теодоровну и переносишься в прошлый век.

Единственное, что необходимо отметить: в немецких домах везде и во всем присутствовал порядок. Например, на фисгармонии лежали только ноты и ничего больше. В этом музее эти правила нарушены, потому что существует нехватка свободных площадей. И все же, если вы решите посетить музей, вас ждет удачная «охота» за временем.

Рубрики: Новости регионов