В Перми прошел межрегиональный семинар


С 24 по 30 ноября при финансовой поддержке МВД Германии и содействии Международного союза немецкой культуры в Перми во второй раз проходил межрегиональный семинар BiZ по вокальному, танцевальному и театральному творчеству «И муз прекрасных единенье». В нем приняли участие певцы, танцоры и организаторы театральных коллективов из разных городов Уральского региона: Глазова, Копейска, Тюмени, Сыктывкара, Екатеринбурга, Березников, Соликамска и Перми.

С 24 по 30 ноября при финансовой поддержке МВД Германии и содействии Международного союза немецкой культуры в Перми во второй раз проходил межрегиональный семинар BiZ по вокальному, танцевальному и театральному творчеству «И муз прекрасных единенье». В нем приняли участие певцы, танцоры и организаторы театральных коллективов из разных городов Уральского региона: Глазова, Копейска, Тюмени, Сыктывкара, Екатеринбурга, Березников, Соликамска и Перми.

Этот семинар мы посвятили году немецкой литературы в России и выбрали для постановки шванк Ганса Сакса «Дворянин, шут и истина», тем более что для этого писателя 2014 год — юбилейный. Для некоторых участников семинара знакомство с таким жанром немецкой литературы как шванк произошло впервые. Так Светлана Григорович из Ухты написала, что ей «очень интересен стал жанр шванка», и она захотела попробовать создать что-то подобное по шванкам в своем центре встреч. Да и творчество Сакса тоже вызвало интерес.

В качестве референта по режиссуре и актерскому мастерству был приглашен известный талантливый режиссер немецкого народного театра «АRT ist» из села Азово Омской области Алексей Штаер. Благодаря его участию семинар прошел очень интересно. Мы не просто рассказали и показали шванк Сакса «Дворянин, шут и истина», а по замыслу режиссера перенесли действие пьесы в выставочное пространство воображаемого музея, в котором оказались зрители, пришедшие на премьеру спектакля. Картина «неизвестного художника XVI века эпохи Реформации», о которой рассказывал экскурсовод, демонстрировалась на большом экране и внезапно ожила на сцене. Участники театрального направления также впервые получили и методические материалы по актерскому мастерству и режиссуре, которые помогут им в работе и творчестве на местах.

Отличие нынешнего семинара было в том, что работали над спектаклем еще и театральные художники Ирина и Владимир Вейс из Копейска, в мастерской которых участники семинара совершенствовали свои умения по созданию театрального реквизита. В соответствии с режиссерским планом постановки, задник спектакля был трансформирован в картину «неизвестного художника XVI века эпохи Реформации», декорации были заменены на медиа демонстрационный показ этой картины и большое количество бутафорского материала (реквизиты к спектаклю: чепчики, пивные кружки, бочонок для вина, муляжи блюд, аксессуары для персонажей пьесы и прочее).

Как отметила референт по вокалу Елена Цыпушкина, которая принимала участие в семинаре второй раз, ей нравится идея объединения нескольких творческих направлений в одном проекте. «В результате, помимо занятий в своей области, участники семинара вместе создают общий продукт — театральную постановку на некий сюжет с немецкой тематикой», — поделилась Елена Цыпушкина. Особенно ценным музыковед считает то, что в результате такой совместной работы создается КОМАНДА, понимающая общие задачи, действующая как единое целое. Об этом же пишет и Мария Ланге из Березников: «На протяжении недели готовили постановку и очень сплотились». Елене удалось так построить программу, чтобы и угодить замыслу режиссера, и учесть певческие возможности своей группы. А ведь требовались не только народные песни, но и канон.

Вокальное направление семинара было замечательным еще и благодаря участию заслуженного работника культуры, баяниста, руководителя оркестра народных инструментов Нижнетагильской филармонии Якова Герта. Его голос, вокальное и инструментальное исполнительское мастерство, огромный песенный репертуар – все это покорило всех без исключения. К тому же, он оказался очень талантливым актером.

В своих отзывах участники семинара говорят о практической пользе полученных мастер-классов: Светлана Григорович уже планирует свои мастер-классы на основе того, чему научилась у Алексея Штаера; Елена Ружина из Тюменской области решила по возвращении домой создать в селе Сорокино танцевальный коллектив немецкого танца; Анастасия Антонова из села Омутинское хочет в ближайших мероприятиях своей немецкой автономии реализовать то, чему научилась в танцевальной секции Арнольда Райника.

Семинар не имел временных рамок, он словно длился круглосуточно: занятия в секциях переходили плавно в совместные репетиции и наоборот, а по вечерам допоздна можно было слышать пение под баян, или увлеченно рисовать на мастер-классе с Володей Вейсом, или мастерить рождественские звезды с Арнольдом Райником. А какое неизгладимое впечатление оставили проникновенные лирические стихи Арнольда из цикла «Шепот тишины», которые он прочитал на своем авторском поэтическом вечере.

Расставаясь, участники выразили желание продолжать такие творческие семинары, на которых они могли бы не только повышать профессиональный уровень, но и больше узнавать о культуре и обычаях российских немцев. Все высказали пожелания относительно тематики следующих семинаров. Это значит, что референтам уже есть над чем работать. Мы рады, что число участников и желающих принимать участие в нашем семинаре растет и что активнее становится молодежь.

О работе семинара и о спектакле снят фильм, который будет передан в центры встреч. А на премьере спектакля присутствовало пермское телевидение, и уже подготовлен телевизионный ролик о нашем выступлении и о семинаре. Среди зрителей были не только члены общества российских немцев, но и горожане.

Татьяна Лаут,
председатель ПРОО «Wiedergeburt»

Рубрики: Новости регионов