Хартмут Кошик о своей работе по защите интересов национальных меньшинств


Уполномоченный федерального правительства по делам переселенцев и национальных меньшинств Хартмут Кошик покидает свой пост 31 октября. В интервью «МНГ» он подводит итог своей почти четырехлетней деятельности на этом посту.

В предыдущем правительстве Германии вы отвечали за меньшинства и переселенцев. Что вы посоветуете тому, кто придет на ваше место?

Даже будучи уполномоченным федерального правительства нужно подходить к делу с эмпатией. Для меня всегда было важно улучшить текущее состояние дел. Это можно сделать, были бы желание и внутренние усилия. Это я и порекомендую тому, кто придет после меня: не быть адвокатом правительства и защитником бюрократии, а адвокатом людей. Для меня важно было не только донести официальную информацию до переселенцев в Германии и немецких меньшинств в Европе и странах СНГ, но и добиться прогресса. Это часто приводило к конфликтам внутри правительства и администрации.

Отразился ли кризис в отношениях Запада и России на вашей работе?

Конечно. В Российской Федерации проживает большое немецкое меньшинство. Поэтому для меня было важно найти надежного партнера в России. Таким партнером стал Игорь Баринов, руководитель Федерального агентства по делам национальностей. В ходе моего первого визита в Москву, где я принял участие в языковой конференции, я сказал, что немцы в России не должны страдать из-за плохих российско-германских отношений. Поэтому Игорь Баринов и я сразу попытались наладить диалог.

Можете назвать примеры?

Это показали заседания Межправительственной российско-германской комиссии в Омске в 2016-м и в Байройте в 2017 году. Мы пошли новыми путями, открыв Российско-немецкий дом в Омске. Он стал заниматься не только поддержкой культуры и языка, но и развитием экономических связей. Началось сотрудничество Омской области и Верхней Франконии. Теперь я хочу такого же для Калининграда, бывшего Кёнигсберга. От вновь открытого Немецко-русского дома должны исходить импульсы для развития не только этого региона, но и российско-германских отношений в целом.

Экономическое направление – это возможность уйти от политических дрязг?

Я приложил усилия, чтобы помимо языка, культуры и идентичности важными стали еще две темы. Первая – это экономика. Я думаю, что люди, которые принадлежат к определенному меньшинству или покинули свою родину, чтобы начать все с нуля на новом месте, всегда стараются сами взять судьбу в свои руки. Поэтому среди них много предпринимателей. Этот экономический потенциал в Германии, а также там, где сегодня живут немецкие меньшинства, мы должны активнее использовать и помогать налаживать контакты между такими группами людей.

А вторая тема?

Не хлебом единым жив человек. Я всегда старался, чтобы важной стала и тема веры. Переселенцы и изгнанные в Германии поддерживают свои религиозные традиции, которые они привезли с родины. Живут верой – будь то евангелическо-лютеранской или католической – и немцы в России. Поэтому я работал в тесном сотрудничестве с архиепископом Дитрихом Брауэром.

В одном из интервью вы сказали, что работа с меньшинствами – это превентивная дипломатия и миротворчество.

Как раз немцы из бывшего Советского Союза сегодня вновь стали строителями мостов. На последнем заседании Межправкомиссии в Байройте председатель Немецкого молодежного объединения рассказывала о том, какой интенсивный обмен происходит между молодежными организациями немцев России и немцев Украины. Даже российско-украинский кризис не разорвал отношения между немцами обеих стран, выступающими за диалог и разрядку. Призывать к миру, диалогу и взаимопониманию – вот та задача, которую немецкое меньшинство может решать особым образом.

25 лет назад вы были свидетелем образования Азовского немецкого национального района. В этом году вы вновь были в Азовском районе. Как вы оцениваете перемены?

В 1990-м я стал депутатом бундестага и с того времени слежу за реализацией политики помощи немецким меньшинствам. И, говоря о республиках бывшего Советского Союза, особо отмечу устойчивое положение немцев в Российской Федерации. У них есть функционирующее самоуправление, они осуществляют потрясающую культурную и языковую работу. Сегодня вновь есть российско-немецкие художники, писатели, актеры, замечательная газета. Еще 25 лет назад мало кто мог предвидеть такое позитивное развитие. Поэтому я думаю, немцы в России прошли солидный путь. Они по праву могут гордиться тем, что сегодня собой представляют.

Каким будет дальнейшее развитие?

Стагнация будет означать регресс, поэтому языковую работу нужно продолжать. Румыния и Венгрия в этом вопросе – образцы. В этих странах действуют системы билингвального образования. Дипломы их школ с изучением немецкого языка дают право продолжить образование в Германии. Такие же школы нужны и в России. Это будет следующим этапом работы.

Как вы считаете, ваша миссия выполнена?

Я думаю, что я совместно со многими людьми, ответственными за реализацию мер помощи немецким меньшинствам, способствовали тому, что их положение стало еще более устойчивым, что у них есть будущее. Работая на общественных началах, прежде всего в фонде Verbundenheit mit den Deutschen im Ausland (нем. единение с немцами за рубежом), который я основал и чьим председателем совета являюсь до сих пор, я всегда буду тесно связан с немецкими меньшинствами.


Временно уполномочен:

Хартмут Кошик не выставлял свою кандидатуру на выборах в бундестаг в 2017 году, поэтому он обратился с просьбой к федеральному правительству освободить его от должности уполномоченного по делам переселенцев и национальных меньшинств. Пост он покинет в тот же день, когда истечет срок его полномочий как депутата, то есть 31 октября.

С 1 ноября временно исполняющим обязанности уполномоченного будет парламентский статс-секретарь в МВД Германии, депутат бундестага от ХДС Гюнтер Крингс. Он будет занимать эту должность, до тех пор, пока новое правительство не назначит своего уполномоченного. Однако когда это произойдет и кто заменит Кошика – еще неизвестно. Один из возможных кандидатов на этот пост – глава Союза изгнанных и председатель Объединения трансильванских немцев Бернд Фабрициус – не прошел в новый бундестаг.

Статья была ранее опубликована в «Московской немецкой газете» №20 (459), октябрь 2017

Рубрики: Разное