Слово художнику


Выставка картин Петра Дика «Диалог с пастелью» открыта с 20 февраля до 15 марта   Он рисовал пастелью на наждачной бумаге. Простые линии, незамысловатые сюжеты. Его работы можно было бы принять за рисунки ребенка, если бы не мощное воздействие, которое они оказывают на зрителя. Хочется прикоснуться к шероховатым листам, ощутить их рельефную фактуру, заглянуть внутрь картин, чтобы увидеть лица персонажей, чаще всего повернутых к зрителю спиной.

Слово художнику

Выставка картин Петра Дика «Диалог с пастелью» открыта с 20 февраля до 15 марта
Он рисовал пастелью на наждачной бумаге. Простые линии, незамысловатые сюжеты. Его работы можно было бы принять за рисунки ребенка, если бы не мощное воздействие, которое они оказывают на зрителя. Хочется прикоснуться к шероховатым листам, ощутить их рельефную фактуру, заглянуть внутрь картин, чтобы увидеть лица персонажей, чаще всего повернутых к зрителю спиной.
До 90-х годов прошлого века «неправильный» художник, писавший не стройки века, а внутренний, сокровенный, мир человека, был известен лишь небольшому кругу ценителей. Сегодня картины Дика хранятся в Третьяковке, Пушкинском и Русском музеях, в музеях Германии и частных коллекциях. Когда у художника появилась возможность показывать свои работы, одна за другой стали проходить его выставки в Москве, Санкт-Петербурге, городах Англии, Италии и – особенно часто – Германии. Российский немец выставлялся в Дюссельдорфе, Берлине, Мюнхене, Санкт-Августине, Гамбурге, Поммерсфельдене, Нюрнберге, Ворпсведе и Эрлангене; в 2001 году был награжден германо-российской премией в области культуры. Работы Петра Дика приобретают все большую известность. «Художника не стало, а выставки продолжаются, у художника есть свои зрители. Я думаю, это очень важно», — говорит Кира Лимонова, вдова Петра Дика.
Если у художника есть зритель, его картины живут. Камерные по сюжету, сдержанные по колориту и манере письма, они способны вызвать самые разнообразные эмоции, навести на философские раздумья. «Пастель, как выясняется, может быть необычайно актуальной, интерактивной техникой, провоцировать диалог — но не интеллектуальный, а скорее эмоциональный, — говорит президент Российской национальной секции международной Ассоциации художественных критиков при ЮНЕСКО, доктор искусствоведения Андрей Толстой. — Энергетика, которая таится в каждом листе Дика, вызывает ответное чувство зрителей, настраивает на волну художника».
В этот раз картины Дика разместились в трех залах. И не случайно. Пройдя их один за другим, можно проследить различные аспекты диалога художника с любимым материалом и — через него — с миром вообще. В первом зале абстрактные фигуры на картинах постепенно приобретают узнаваемые очертания, превращаются в очертания предметов и людей. Вторая часть выставки посвящена переходу от черно-белого видения к цветному восприятию окружающей действительности. Самый интересный зал, пожалуй, последний. По словам одного из организаторов выставки куратора галереи ГОСТ Елены Судаковой, он «освящает глубоко заинтересованный взгляд художника на мир».
«Петр Дик стимулирует к размышлению о жизни и об искусстве вообще, потому что он из числа тех художников, которые смогли синтезировать самые разные направления в искусстве и сказать тем не менее свое яркое запоминающееся слово, — говорит член-корреспондент Российской академии художеств, главный художник журнала «Наше наследие» Александр Рюмин. — Картины Петра Дика связаны со многими явлениям искусства, которые стали достоянием советской художественной действительности в 60-е годы прошлого века. В его работах можно увидеть интерес к древнерусской архитектуре, к иконописи, признаки ташизма, фовизма и символизма. Список можно было бы продолжить. Здесь все, что интересовало передовых художников, размышляющих о мире вообще и присутствии в нем. Дика интересовала метафизика и символистская основа творчества. Его картины обобщены, в них нет ни признаков места или времени, ни черт, характеризующих человека». Возможно, поэтому сложно проследить и то, как проявились в работах художника его немецкие корни. Кира Лимонова считает, что национальные черты характера не явно сказались на его творчестве, а скорее помогали Петру Дику на протяжении не всегда простого творческого пути.
Александра Годовикова
Выставка картин Петра Дика «Диалог с пастелью» открыта с 20 февраля до 15 марта в Московском музее современного искусства на Петровке, 25.

Рубрики: Разное