03 Июля 2018

В Коми прошла летняя этнографическая экспедиция. Публикуем путевые заметки!

- Галина Гаева -

У Виктора Моора
Фото:
Авторы фото Олег Штралер, Светлана Бандура, Валерий Шарапов

В конце июня в Республике Коми прошла этнографическая экспедиция в Вуктыльский район, куда в военное время было сослано огромное число российских немцев. Экспедицию организовал Немецкий культурно-деловой центр Республики Коми под руководством Олега Штралера.

Участники экспедиции вели дневник с путевыми заметками, которым они делятся с читателями портала RusDeutsch.

28 июня, день первый

С утра из Сыктывкара в Вуктыльский район выехала экспедиция по местам спецпоселений ссыльных советских немцев, организованная Немецким культурно-деловым центром Республики Коми. Цель экспедиции – сбор исторических материалов и воспоминаний местных старожилов, живших и работавших рядом с немецкими поселенцами. Первым пунктом остановки стала Ухта, где мы посетили музей Моора. Судьба Виктора Моора тесно связана с этими местами. Сюда были в свое время сосланы его дед с бабкой, здесь жили и работали его родители и вырос он сам. Он – один из тех немцев, для кого наш далекий северный край стал родиной.

Все экспонаты музея собирал сам Виктор Васильевич: что-то приобретал за личные деньги, что-то приносили люди. В маленьком вагончике-музее обосновалась вековая история русского, немецкого и коми народа. Предметы бытовой утвари, изготовленные из подручного материала в лагерных условиях руками умельцев, оружие Первой мировой и Великой Отечественной войн, одежда, обувь и посуда лагерников, хранящая память о своих ушедших хозяевах…

Дух послевоенного времени передают телевизор и радиоприемник пятидесятых годов, портсигары, пачки папирос того времени, утюги на углях, часы с боем, дамские боты и ридикюли... Виктор Васильевич бережно собирает все, что может воссоздать историю быта тех времен: большой кусок сахара, который нужно колоть специальными щипцами, картонную пачку грузинского чая, миниатюрную швейную машинку, машинку для стрижки волос, которая нещадно вырывала волосы при стрижке. Каждая вещь здесь имеет свою историю. Чего только стоит один огромный американский сундук, приобретенный по случаю у одной ухтинки. Жаль, что времени у нас было немного, потому что Виктора Васильевича можно слушать долго, каждый экспонат рождает у него массу ассоциаций и воспоминаний.

Но оставаться долго в Ухте было нельзя, до вечера нужно добраться в село Подчерье, а большая часть пути – грунтовка. В Подчерье прибыли уже в восьмом часу вечера. Завтра предстоит поездка в местечко Боярский вис, где спецпоселенцы заготавливали лес.    

Останки землянки Боярский вис
Фото:
Авторы фото Олег Штралер, Светлана Бандура, Валерий Шарапов

29 июня, день второй

Сегодня посетили Боярский вис – бывший лагерь политических заключенных, затерянный в глухой тайге и отрезанный от мира полноводной Печорой. Прибыли мы туда двумя партиями на маломестном катере. В том месте, где мы сошли на берег, на небольшом возвышении лежит огромный валун, с которого открывается вид на реку и заречные леса. Валун назван заключенными «камнем надежды и плача». По воспоминаниям местных старожилов, выживших в этих тяжелейших условиях, сюда, на этот камень, оторванные от родных мест приходили ссыльные, чтобы выплакать свое горе и вымолить у судьбы пощады. Говорят, один заключенный так и умер на этом камне.

Сегодня на месте бывшего лагеря, который был закрыт в конце 50-х, уже ничего не осталось. О том, что когда-то здесь были люди, говорят лишь большие, заросшие травой котлованы, которые были землянками, да кое-где попадающиеся обломки разрушенных строений. В одном месте на остатках какого-то строения мы обнаружили полуистлевшую железную бочку и предположили, что она служила заключенным печкой. Но экскурсовод пояснила, что это была баня.

Крюк для лампы из землянки в лагере Боярский вис
Фото:
Авторы фото Олег Штралер, Светлана Бандура, Валерий Шарапов

Красота, открывающаяся с крутого берега Печоры, роскошные луга, белоствольные березы и мощные кедры только обостряют ощущение того, как все хрупко в этом мире. Ведь на фоне этого природного величия разыгрывалась настоящая трагедия. Здесь, в краю, богатом рыбой, дичью, ягодами и грибами, люди сотнями и тысячами гибли от непосильного труда, голода, холода и цинги. Здесь, где сама природа словно поет гимн жизни, в жертву идее о всеобщем коммунистическом счастье приносились тысячи человеческих жизней.

В таких местах понимаешь, что природа, потрясающая своей красотой, может стать для беззащитного человека могилой. Отсюда действительно никуда не убежишь – кругом тайга. Как они жили здесь зимой, в занесенном снегом лесу, впроголодь, в холодных землянках, а летом – мучимые бесчисленными толпами жалящего и зудящего гнуса, от которого мы не знали, как спасаться даже с антикомарином?

В этом лагере, в основном, работали ссыльные советские немцы и донские казаки. По словам экскурсовода, из тех, кто помнит жуткие времена, сегодня осталась только одна старушка 87 лет, которую привезли в эти места вместе с родителями. Дети спецпоселенцев тоже считались врагами народа и так же, как родители, приходили к коменданту отмечаться в специальном журнале. На месте бывшего лагеря мы нашли несколько артефактов, которые взяли с собой для музея.

Неподалеку от Боярского виса, вниз по Печоре, когда-то располагалась старообрядческая деревня Солдат. Почему она была так названа неизвестно. Но, говорят, после Первой мировой издалека прибыл сюда немец по имени Фридрих, который впоследствии женился на местной девушке и пустил здесь корни. Где сейчас его потомки тоже неизвестно, но сам он и жена его похоронены в этих местах. С места бывшей деревни, которая стояла на крутом песчаном берегу, открывается величественный вид на реку. Самой деревни уже давно нет. А о том, что она была, свидетельствует лишь пустырь, когда-то отвоеванный у тайги для деревни да холмики на месте бывших домов. Песчаный берег здесь настолько крутой, что у местных жителей существует поверье: смельчаки, рискнувшие спуститься с него, могут рассчитывать на то, что их заветное желание сбудется. Главное – помнить о нем, когда спускаешься по зыбкому песку.

С потомком немцев - трудармейцев Николаем Киршем
Фото:
Авторы фото Олег Штралер, Светлана Бандура, Валерий Шарапов

День третий, 30 июня

Сегодня побывали в поселке Кырта. Когда-то это был большой многонациональный поселок шахтеров и лесозаготовителей, здесь кипела жизнь, люди ехали сюда со всех концов страны на заработки. Многие оставались тут, потому что, кроме возможности заработать, эти края прекрасны тем, что их невозможно не полюбить за их красоту и богатство природы. Огромная, раскинувшаяся на многие сотни километров вокруг поселка тайга, полноводная Печора – настоящий клондайк для охотников и рыбаков. А суровая северная красота способна приворожить человека навсегда. Именно эта прочная связь со ставшими родными местами и удерживает здесь тех немногих, кто предпочел разделить судьбу умирающего поселка и остаться с ним до последнего.

Кырта – один из бесчисленного множества заброшенных российских поселков, доживающих свои последние дни. Сегодня мало кто тоскует по ушедшим советским временам. Исключение из этого правила составляют, пожалуй, только жители таких вот лесных поселков и шахтерских городов. Потому что в советские времена у них был свой коммунизм на отдельно взятой территории, где в отличие от большинства российских мест, было прекрасное продуктовое снабжение, высокие зарплаты, возможность ежегодно отдыхать на черноморских курортах и не считать при этом деньги. И самое главное: все народности, населяющие эти поселки и города, жили одной большой дружной семьей.

Старожилы Кырты прежние времена тоже вспоминают как что-то светлое. В поселке была своя большая школа, сангородок, постоянное сообщение с большой землей осуществлялось по реке на быстроходном катере «Заря». А сегодня Кырта представляет собой печальное зрелище, сами жители называют ее «таежный тупик». Летом добраться сюда можно только по реке на «моторке», а зимой – по зимнику. В поселке осталось 27 человек постоянных жителей, школа разрушена, медицинского обслуживания нет, продукты завозят вертолетом крайне редко. Местное население живет за счет натурального хозяйства, хлеб пекут сами.

Участники экспедиции побывали на Кыртинском угольном месторождении, где осуществлялась наземная добыча угля. Благодаря наземному способу добычи местная шахта давала угля намного больше, чем воркутинские шахты. Кыртинский уголь шел на нужды Республики Коми. Хотя условия труда были чрезвычайно тяжелыми, в основном, применялся ручной, немеханизированный труд, вагонетки с углем перевозили на лошадях, а затем на баржах доставляли на место. В 50-е годы шахта была закрыта и многим шахтерам предоставили квартиры и работу на Интинских шахтах. После закрытия шахты в Кырте остались в основном лесозаготовители. Среди жителей поселка было немало ссыльных российских немцев, о чем свидетельствуют таблички на местном кладбище. Потомки немецкой семьи Кирш живут там и сейчас. По словам главы семьи, в годы массового отъезда немцев на историческую родину он не выехал, «потому что не мог предать родину», имея в виду этот далекий северный край, где живет по сей день и где похоронены его родители.

На фестивале народных обрядов в Подчерье
Фото:
Авторы фото Олег Штралер, Светлана Бандура, Валерий Шарапов

1 июля, день четвертый

Сегодня первый день, когда мы никуда не выезжали. В Подчерье проходил ежегодный фестиваль «Обряды народов Коми». Это эксклюзивный проект Вуктыльского района, автором которого стала заведующая клубом села Подчерье. Соответственно, и местом проведения фестиваля стало это старинное село, куда каждый год в это время съезжаются национальные творческие коллективы со всей республики.

Поскольку основной стоянкой экспедиции стало Подчерье, где нас приютили в здании местной администрации, не принять участие в фестивале мы просто не могли. Тем более, как выяснилось, в селе уже распространились слухи, что на празднике будут немцы, и народ желал на них посмотреть. Немецкий культурно-деловой центр Республики Коми на этом фестивале впервые представил свою программу, в которой были немецкий танец, викторина на знание немецкой истории и культуры и мастер-класс по приготовлению национальной немецкой выпечки – брецелей.

Погода не баловала: после нескольких дней жары налетели тяжелые тучи, грозящие разразиться холодным дождем, и дул порывистый северный ветер. Наши наряженные в немецкие народные костюмы участники мужественно ожидали своего выхода, ежась в тонких рубахах и платьицах с коротким рукавом. Но теплый прием публики оправдал все неудобства. Откровенно говоря, мы даже не ожидали, что выступление участников экспедиции станет гвоздем программы. Однако, на фоне протяжных русских и коми народных песен зажигательная мелодия немецкого танца, который исполнили Татьяна Шамбер и Александр Савельев, произвела настоящий фурор. Зрители пустились в пляс вместе с нашими выступающими. И, когда мелодия закончилась, народ потребовал включить ее еще раз и с удовольствием осваивал искусство народного немецкого танца.

С неменьшим азартом зрители принимали участие в викторине. Видно было, что привлекали их не столько маленькие призы за правильные ответы, сколько возможность интеллектуальной разминки. Всем участникам мастер-класса по лепке немецких фирменных кренделей – брецелей – были розданы рецепты приготовления теста и выпекания. Прекрасным подарком от Немецкого культурно-делового центра Коми школе села Подчерье стал комплект учебно-методических пособий для изучения немецкого языка. Настольные игры и пазлы, детские журналы и книги на немецком языке позволят школьникам из Подчерья в увлекательной форме осваивать немецкую речь.

В общем, несмотря на неприветливую погоду, после успешного выступления настроение у всех участников экспедиции было приподнятое. Глава Вуктыла Виктор Крисанов вручил руководителю экспедиции Олегу Штралеру благодарственное письмо для коллектива, представившего на фестивале Немецкий культурно-деловой центр Республики Коми.

Рубрики: Новости регионов

НОВОСТИ
АРХИВ